ПРОПИСКА Прописка - это система регулирования внутренних миграционных процессов,характерная для тоталитарных режимов, существовавшая в СССР. Ее суть состояла вприкреплении человека к определенному жилищу на основании разрешения, выданногоуполномоченным органом государственной власти. Она давала законные основания дляполучения работы, медицинской помощи, образования. Учитывая крайнююограниченность и неразвитость рынка жилищного рынка, гражданин мог сменить местопроживания и переехать в другой регион не столько по своей воле, сколько по волепринимающей его государственной организации. Эта система также позволялаорганизовывать внутренние миграционные потоки только в те регионы, где это быловыгодно и необходимо государству. Человек, лишенный прописки, например, в силуотбытия уголовного наказания, не имел возможности вернуться в населенный пунктсвоего постоянного проживания и был вынужден искать прибежища в местах, гдепринимали подобных лиц. Такими местами были либо отдаленные населенные пункты,либо комсомольско-молодежные ударные стройки пятилетки. Началу таких эпохальныхстроительных проектов в Советском Союзе, как правило, предшествовали крупныеамнистии. Утверждается, что идея прописки принадлежит злому гению И.В. Сталина, которыйтаким способом установил тотальный контроль над гражданами своей страны. ВВикипедии вы можете найти статью по этому поводу, утверждающую, что институтпрописки был введен в 1922 году, и окончательно приведен к разрешительной форме в1932-м, когда была создана паспортная система. Однако у нас имеются некоторыесомнения насчет авторства. Чем отличалось от прописки крепостное право, существовавшее в России до 1861года? Оно так же не позволяло крестьянину выбирать место жительства по егоусмотрению, но полагалось на добрую волю помещика. Оно так же делало невозможнымлегальную миграцию населения внутри страны. Оно так же приводило к возникновениюцелого слоя населения, избегающего учета и поэтому лишенного законных способовзаработка (беглые крестьяне - аналог непрописанных граждан в СССР). Во всяком случае, можно смело утверждать, что слово "прописка" существовалозадолго до Советской Власти, и смысл его лежал в той же самой области - миграционномучете населения. После распада СССР, в 1993 году был принят закон "О праве граждан РоссийскойФедерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределахРоссийский Федерации", который отменил прописку и ввел новое понятие"регистрационного учета". Необходимо отметить, что понятие не прижилось - россиянепродолжают называть регистрацию по-старому. Причиной этому, возможно, являетсяинерция, благодаря которой мы продолжаем называть сотрудников ГИБДД "гаишниками",но возможно и другое объяснение: суть регистрации по месту жительства во многомосталась "прописочной".ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВРЕМЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ Регистрация по месту жительства и пребывания, как и всякое явлениегосударственного масштаба, породило свою собственную мифологию. На данной страницемы попытаемся рассмотреть шесть самых распространенных заблуждений.Заблуждение №1В России до сих пор существует прописка Прописка в России была отменена в 1993 году под давлением международногосообщества и заменена на регистрационный учет граждан. Сначала Конституционный Cудпризнал прописку противоречащей Основному Закону, а затем Б.Ельцин подписал закон«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Основное отличиерегистрационого учета от прописки (по смыслу законодательства) - это уведомительностьпроцедуры. На практике, однако, все происходит совсем не так, что и является причинойпродолжения использования термина "прописка".Заблуждение №2Регистрация по месту жительства в жилом помещении порождает право собственности на это помещение Собственность на жилое помещение и регистрационный учет - две совершенно разныевещи. С одной стороны, граждане обязаны регистрироваться по месту проживания, сдругой стороны, они могут быть сняты с регистрационного учета без их согласия в случаеутраты законного основания для проживания (например, прекращения действиядоговора).Заблуждение №3Решение о регистрации гражданина по месту жительства или пребывания принимает владелец помещения Если вы законно проживаете в жилом помещении, принадлежащем на правесобственности какому-либо лицу, вы обязаны обратиться в соответствующие органы зарегистрацией, предъявив удостоверение личности, заявление и документ,подтверждающий право вселения, а те, в свою очередь, обязаны зафиксировать фактвашего выбора отметкой в паспорте или свидетельством о регистрации. Это вытекает изтребований закона и никак не связано с желанием наймодателя. Владельцы жилыхпомещений несут ответственность за допущение проживания на принадлежащей имжилплощади незарегистрированных граждан в соответствии с частью 2-ой статьи 19.15КоАП.Заблуждение №4Граждане обязаны регистрироваться в населенном пункте, на территории которого они проживают Подобное заблуждение является типичным проявлением инертности мышления, оносформировалось в результате переноса принципов, регламентировавших в советскиевремена прописку, на современный механизм регистрационного учета по местужительства (пребывания). Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации" по иному устанавливаетмомент возникновения обязанности регистрироваться. В статье 6-ой Закона установлено,что гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи днейобратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию с заявлением поустановленной форме. Из этой нормы недвусмысленным образом следует, чтообязанность регистрироваться по месту жительства возникает в момент вселения в жилоепомещения, в котором гражданин ранее не проживал. В то время как обязанностьпрописаться возникала исключительно в момент «прибытия из одной местности вдругую» или «в другой населенный пункт». Определяя механизм регистрации по месту пребывания законодатель так же прямо инедвусмысленно указывает, на факт его временного вселения в жилое помещение какотправную точку в возникновении обязанности зарегистрироваться по месту пребывания:в пункте 9-м Правил (Постановление Правительства РФ от 23.04.1996 №512)устанавливается, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилыхпомещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны поистечении указанного срока обратиться за регистрацией. Отсюда следует, что обязанность регистрироваться возникает при смене жилогопомещения даже в пределах одного населенного пункта. Заблуждение №5Граждане, проживающие в съемных квартирах, не имеют никаких прав и могут оказаться в любой момент на улице по решению хозяина Выселение граждан из занимаемых ими жилых помещений возможно только по двумоснованиям: добровольно; по решению суда. Даже если вы проживаете в помещениинезаконно, это все равно должно быть доказано судом. В том случае, если у вас имеетсяписьменный договор найма с собственником или его законным представителем, идействие договора не закончилось, без вашего согласия вас не может выселить нихозяин, ни суд. Угрозы выселения с помощью полиции также не основаны на законе;полиция не уполномочена решать подобные вопросы.Заблуждение №6Сотрудники полиции имеют право задерживать граждан за отсутствие регистрации, доставлять в отделение и налагать штрафы Доставление и задержание по статье 19.15 КоАП предусмотрено законом только в томслучае, если нет возможности составить протокол на месте, т.е. по сути, если нет чистоголиста бумаги и пишущей ручки. Кроме того, совершать подобные действия могут лишьучастковые уполномоченные полиции и представители миграцинной службы. Наложениештрафа также находится в их компетенции, но оплачивать его нужно, только если выпризнаете себя виновным. Если нет, у вас есть 10 дней на обжалование решения.РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И ПРЕБЫВАНИЯ Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан свободноперемещаться по территории РФ и выбирать место жительства.Статья 27, часть 1: Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет правосвободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это положение отражается и в Законе "О праве граждан Российской Федерации насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации".Статья 1: В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами оправах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выборместа пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только наосновании закона. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся наее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законамиРоссийской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Однако, уже в статье 3-ей того же Закона говорится следующее: В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РоссийскойФедерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другимигражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет гражданРоссийской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и поместу жительства в пределах Российской Федерации. Дальнейшая детализация прав и обязанностей граждан происходит в федеральныхправилах регистрационного учета и многочисленных правилах субъектов федерации наэту же тему. Многочисленные противоречия этих правил Основному Закону РФ всовокупности с правоприменительной практикой значительно затрудняют получениегражданами регистрации по месту жительства и пребывания. Можно с большой долей правомерности утверждать, что регистрация по местужительства и пребывания - прямой наследник прописки, существовавшей в СССР. И хотяразрешительная процедура прописки декларативно отменена, реалии жизни непозволяют нам говорить о том, что свобода выбора места жительства в современнойРоссии состоялась. РОССИЯНАМ важно знать: Основных нормативно-правовых документов в области регистрации по местужительства и пребывания для граждан России два: - Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" - "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации срегистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации" Большинство субъектов федерации приняли также свои правила регистрации,которые обычно более запретительные, чем федеральные. Они являются предметомчастых судебных споров и потому претерпевают многочисленные изменения. Процедурарегистрации по месту жительства и пребывания для граждан России отличается отаналогичной процедуры для иностранных граждан. Регистрация по месту жительства Согласно "Правил регистрации и снятия Граждан Российской Федерации срегистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться поместу жительства. Для этого им необходимо не позднее 7 дней со дня прибытия на новоеместо жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, ипредставить: 1.Документ, удостоверяющий личность 2.Заполненное заявление установленной формы о регистрации по месту жительства 3.Документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер,договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда опризнании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившегогражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще завереннаякопия) Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документоврегистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку орегистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится поиным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации поместу жительства. Регистрация по месту пребывания Согласно " Правил регистрации и снятия Граждан Российской Федерации срегистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации " граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться вжилых помещениях, не являющихся их местом жительства (по месту пребывания). Дляэтого им необходимо по истечении 90 дней с момента прибытия обратиться кдолжностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: 1.Документ, удостоверяющий личность 2.Заполненное заявление о регистрации по месту пребывания 3. Документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина вуказанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилогопомещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение) Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документоврегистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилыхпомещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство орегистрации по месту пребывания. Ответственность за проживание без регистрации Кодексом об Административных Нарушениях (КоАП) РФ предусмотрено наказание запроживание без регистрации. Статья 19.15: Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина РоссийскойФедерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), безудостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительномуудостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по меступребывания или по месту жительства - (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцатипяти минимальных размеров оплаты труда.ИНОСТРАНЦАМ важно знать: Регистрационный учет иностранных граждан осуществляется на основаниифедерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц безгражданства в Российской Федерации". Согласно Закона иностранные граждане,проживающие на территории Российской Федерации обязаны регистрироваться по местужительства и пребывания (Статья 7-ая).Регистрация по месту жительства Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временнопроживающие на территории РФ, обязаны регистрироваться по месту проживания вжилом помещении, если оно находится в их собственности. Для этого им необходимообратиться в орган регистрационного учета и представить следующие документы:1.вид на жительство или разрешение на временное проживание; 2.документы, подтверждающие право пользования жилым помещением. Кроме того, иностранные граждане представляют документ, удостоверяющий еголичность, который признается Российской Федерацией в этом качестве. После принятия указанных документов орган регистрационного учета в тот же деньставит соответствующую отметку в виде на жительство или разрешении на временноепроживание. Регистрация по месту пребывания Иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания натерритории Российской Федерации: постоянно проживающие - по истечении 7-ми дней смомента прибытия, временно находящиеся - в течение 7-х дней. Для этого им необходимопредставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность, и миграционнуюкарту. Принимающая сторона передает уведомление и эти сведения в органмиграционного учета: лично или по почте. С согласия принимающей стороны допускаетсяпередача уведомления самим иностранным гражданином. Квитанция об исполненииобязанностей регистрационного учета (отрывной талон) остается на руках иностранногогражданинаПрепятствия Несмотря на истинную революционность Закона, не каждое почтовое отделениеоказывает услугу по отправке миграционных уведомлений, а в тех отделениях, которыепринимают уведомления, зачастую не оказывается бланков. Походы в органымиграционного учета для передачи уведомления лично связаны с привычными очередямии общением с чиновниками, произвольно трактующими положения законов.РЕГИСТРАЦИЯ И... Конституцией Россиской Федерации запрещается дискриминация граждан попризнаку места жительства:Статья 19, часть 2: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимоот пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств. Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбораместа пребывания и жительства в пределах Российский Федерации" подтверждает этоположение.Статья 3: "Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения илиусловием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РоссийскойФедерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик всоставе Российской Федерации".Однако, абзацем выше закон противоречит сам себе: В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РоссийскойФедерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другимигражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет гражданРоссийской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации. Получается, что права граждан и регистрационный учет составляют неразрывноецелое. Еще более очевидным это становится, если посмотреть на практику использованиязакона. Большинство прав и свобод граждан привязано к месту их жительства, которое вправоприменении трактуется однозначно: как место, где гражданин зарегистрирован. Различные специалисты в области права называют регистрационный учет в РФ второйступенью к гражданству Российской Федерации.ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам оказание бесплатноймедицинской помощи. Статья 41, часть 1: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинскаяпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказываетсягражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,других поступлений. Механизмом оказания бесплатной медицинской помощи на территории РФ являетсяобязательное медицинское страхование (ОМС), которому посвящен Федеральный Закон"О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Закон непредусматривает каких-либо различий между гражданами по признаку места жительстваи гарантирует свободу выбора медицинского учреждения. Статья 5: Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации,а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеетсоглашения о медицинском страховании граждан.И далее.Статья 6: Граждане Российской Федерации имеют право на: обязательное и добровольное медицинское страхование;выбор медицинской страховой организации;выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного идобровольного медицинского страхования;получение медицинской помощи на всей территории РоссийскойФедерации, в том числеза пределами постоянного места жительства Если вы работаете, то получаете полис ОМС по месту работы, если нет - по местужительства. В случае отсутствия места жительства - по месту обращения. Проблемы ОМС, связанные с регистрациейЧасто работодатель, особенно мелкий, не предпринимает никаких действий по получениюполисов ОМС для своих сотрудников. По закону он не несет ответственности за это. Вампридется убеждать его, доказывать, что это совершенно бесплатно, и даже самимучаствовать в процедуре получения полиса. Отчасти проблема эта связана с тем, что большинство страховых компаний, внарушение законов, выдают полисы ОМС по месту жительства граждан (по отметке орегистрации), независимо от того, работают они или нет. Соотвественно, у них отпадаетнеобходимость тормошить своего работодателя на этот счет. Получив полис ОМС на работе и не имея регистрации по месту жительства в этомгороде, вы столкнетесь с проблемой поиска медицинского учреждения. В подавляющембольшинстве случаев регистратура поликлиники откажется завести на вас карточку,мотивируя тем, что вы не относитесь к их территории. Главврач подтвердитправомерность такого подхода. Ваша неработающая супруга и дети окажутся в еще более незавидном положении,если они не зарегистрированы по месту жительства или пребывания в городе, где выпроживаете. Полис им удастся получить только по месту регистрации в паспорте, номедицинское учреждение в городе вашего проживания откажется его принять. В каждом городе или субъекте федерации сущестувуют свои процедуры и правила,но в основном они сводятся к тому, что вам придется получать прикрепление кполиклинике, обратившись в управление здравоохранения. Те, в свою очередь, опятьмогут потребовать у вас регистрацию, в обход своих же правил и инструкций.ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И РЕГИСТРАЦИЯ Избирательное право граждан РФ закреплено в Конституции Российской Федерации.Статья 32, часть 2: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать вреферендуме. Это же право подтверждается законом "Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации".Статья 4, часть 1: Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать,голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимыхзаконными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовкереферендума, а по достижении возраста, установленного Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным ворганы государственной власти и органы местного самоуправления. Закон не допускает дискриминации граждан по признаку места жительства.Статья 4, часть 2: Гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным, участвовать вреферендуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другихобстоятельств.Однако реализация избирательного права граждан РФ привязана к месту жительства.Статья 17, часть 2: Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума являетсяфакт постоянного или преимущественного проживания гражданина РоссийскойФедерации на соответствующей территории, который устанавливается органамирегистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом,регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. На практике это означает, что голосовать граждане РФ могут только по меступостоянного жительства, отмеченному соответствующей печатью в паспорте. Голосоватьпо месту пребывания можно только имея т.н. "открепительный талон", который опять-таки может быть получен только по месту жительства. Т.е. проживающий постоянно вМоскве гражданин из Красноярска, не имеющий регистрации по месту жительства вМоскве, в выборах, скорее всего, участвовать не сможет. Для граждан, не имеющих места жительства, обычно существуют отдельные избирательные пункты.ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН РФ И РЕГИСТРАЦИЯ Трудовой Кодекс Российской Федерации недвусмысленно запрещает дискриминациюграждан при приеме на работу.Статья 64:Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установлениепрямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимостиот пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного,социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том численаличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а такжедругих обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается,за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Кроме того, в законе предусмотрена отвественность работодателя, нарушающего данное положение Трудового Кодекса.Требование регистрации при приеме на работу Это требование проистекает по причине некомпетентности конкретных сотрудниковкадровых служб или бухгалтерий. Как правило они не утруждают себя чтением илипопытками понять законы страны, руководствуются незаконными внутреннимиинструкциями или личными предрассудками. У работодателя нет никаких законных оснований «требовать» от гражданинадокументального подтверждения выполнения им требований регистрационного учёта. Действующее законодательство в явном виде запрещает работодателю (отделамкадров, бухгалтериям) интересоваться наличием «регистрации» у сотрудников и ставитьтрудовую деятельность в какую бы то ни было связь с наличием или отсутствием уработников «регистраций», этот вопрос находится в исключительной компетенцииограниченного круга государственных должностных лиц, в который никакие службыработодателя не входят. Не существует никаких действующих нормативных документов, предоставляющихработодателям полномочия проверки «регистрации» у сотрудников или требующих отработодателя осуществления подобных проверок. Это вымысел некомпетентныхсотрудников отделов кадров. Проверка отделами кадров «регистраций» или требование к сотрудникампредоставления «регистраций» представляет собой действие дискриминационного иоскорбительного характера, и, помимо унижения достоинства работников, естьпревышение служебных полномочий, подпадающее под определение статьи 201Уголовного Кодекса РФ.Пособие по безработице Данная сфера регулируется Федеральным Законом "О занятости населения вРоссийской Федерации". В соответствии с законом, для признания безработным,гражданин обязан обратиться в органы службы занятости по месту своего жительства(данное требование было опротестовано в Конституционном суде, но безуспешно). Приотсутствии регистрации по месту жительства необходимо в судебном порядке установитьместо жительства, и с решением суда встать на учет в органах службы занятости.ОБРАЗОВАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ Устройство ребёнка в школу никак не связано с наличием или отсутствиемрегистрации у него самого или его родителей. В соответствии с законодательствомРоссийской Федерации право граждан на образование не подлежит ограничению наосновании регистрации по месту жительства. Статьей 43-ей Конституции РоссийскойФедерации провозглашено право каждого на образование. Законом РоссийскойФедерации «Об образовании» гарантировано право на образование независимо от местажительства.Статья 5: Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность полученияобразования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественныморганизациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального,имущественного и должностного положения, наличия судимости. Все сказанное выше можно отнести и к дошкольному образованию: Российскоезаконодательство не допускает дискриминации по признаку места жительства детей и ихродителей, то есть отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа вприеме в дошкольное учреждение.Подводные камни Как всегда, в реальной жизни нам приходится сталкиваться с ситуациями, которые неодобряются законом. В школе или детском саду у вас могут попросить предъявитьрегистрацию, но справедливости ради стоит отметить, что дальше вопроса дело, какправило, не заходит. Чаще всего проблемы возникают с совершенно неожиданной стороны -здравоохранения. Утверждается, что ваш ребенок должен быть прикреплен кполиклинике, которая обслуживает данное образовательное учреждение. Если онприкреплен к другой поликлинике, то все равно нужно еще и это прикрепление. Далеевсе развивается по сценарию, описанному в разделе "Здравоохранение и регистрация".АВТОМОБИЛИСТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА Регистрация по месту жительства имеет непосредственное отношение к вашемуавтомобилю и всему, что с ним связано: получению прав, постановке на учет ТС,прохождению техосмотра.Получение водительского удостоверения Водительские удостоверения в РФ выдаются на основании "Правила сдачиквалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396.Статья 16: Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствамисоответствующих категорий (далее именуется - кандидат в водители), представляет вГосударственную инспекцию:заявление;паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства илипо месту пребывания (при наличии регистрации);медицинскую справку;документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку виндивидуальном порядке);водительское удостоверение (если ранее выдавалось);фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительскихудостоверений в Государственной инспекции);квитанцию (платежное поручение) об оплате сдачи экзаменов. В инструкции «О порядке организации работы по приему квалификационныхэкзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственнойинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации», утвержденной Приказом МВД России от 20 июля 2000 г. N 782, есть пункт 4,котором установлено: Прием экзаменов у граждан Российской Федерации, выдача и замена им водительскихудостоверений при отсутствии регистрации по месту жительства и месту пребывания впределах Российской Федерации осуществляется Государственной инспекцией по месту ихфактического проживания на основании решений лиц, указанных в пункте 5 Инструкции. В пункте пятом говорится, что подобные решение принимает соответствующее"должностное лицо" т.е. начальник отделения. На практике же без регистрации по месту жительства или хотя бы пребываниягражданин РФ не сможет получить или обменять водительское удостоверение. При этомадрес, указанный в свидетельстве о регистрации или паспорте, должен подпадать подюрисдикцию того отделения ГИБДД, в которое он обратился.Постановка на учет транспортного средства Данная сфера деятельности регулируется "Правилами регистрацииавтомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекциибезопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации".Статья 22: Транспортные средства регистрируются за физическими лицами по месту жительства,указанному в паспортах или в свидетельствах о регистрации по месту жительствасобственников, выдаваемых органами регистрационного учета, которыми являютсяорганы внутренних дел, а при их отсутствии – органы местного самоуправления. Регистрация транспортных средств за физическими лицами, не имеющимирегистрации по месту жительства, производится на срок действия регистрации позарегистрированному месту пребывания указанных лиц. Из этого документа следует, что не имея регистрации по месту жительства илипребывания, гражданин лишается права пользоваться своим автомобилем. Поэтому вРоссии широко распространена практика оформления генеральной доверенности насобственный автомобиль, тогда как официальным владельцем является родственник илизнакомый, имеющий регистрацию. Нововведения МВД, отменяющие некоторые ограничения на "прописку" авто, даютсвободу лишь в пределах одного региона. Т.е. гражданин с Хабаровской регистрацией поместу жительства по-прежнему не сможет поставить на учет автомобиль в Москве илиУфе, среди его вариантов будут лишь такие, как Комсомольск-на-Амуре или СоветскаяГавань. Прохождение государственного технического осмотра Автомобиль должен проходить государственный технический осмотр по месту егопостановки на учет, т.е. фактически по месту регистрации его владельца.Для прохождения техосмотра необходимо иметь:АвтомобильПаспортВодительское удостоверениеМедицинскую справкуСвидетельство о регистрации ТСДокумент, подтверждающий право владения и (или) распоряжения ТСКвитанцию об уплате налога на ТС и платы за проведение техосмотраПолис ОСАГОТехосмотр производится на основании "Правил проведения государственноготехнического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД РФ".ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА И РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВАВнутренние паспорта граждан РФ Выдача внутренних паспортов гражданам РФ регулируется "Административнымрегламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственнойуслуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортовгражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РоссийскойФедерации на территории Российской Федерации". Согласно регламента, для получения паспорта гражданин представляет, кроме всегопрочего: "Документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте(военный билет, свидетельства о рождении детей в возрасте до 14-ти лет, документы,подтверждающие регистрацию по месту жительства)" - пункт 8.5 регламента.Для замены паспорта: "Документы, необходимые для проставления отметок в паспорте (военный билет,свидетельства о рождении детей в возрасте до 14-ти лет, документы, подтверждающиерегистрацию по месту жительства, свидетельство о регистрации брака, свидетельство орасторжении брака)" - пункт 9.4 регламента.Пункт 13 регламента: "Выдача и замена паспортов производятся подразделениями по месту жительства,месту пребывания или по месту обращения гражданина".Загранпаспорта для граждан РФЗагранпаспорта гражданам РФ выдаются на основании Инструкции ФМС "О порядкеоформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда изРоссийской Федерации и въезда Российскую Федерацию", утвержденной Приказом МВДРоссии от 26.05.1997 №310.Пункт 13 Инструкции: Оформление и выдача паспорта осуществляется органами внутренних дел по местужительства, подтвержденному регистрацией, или месту пребывания гражданина натерритории Российской Федерации по его письменному заявлению (далее именуется -заявление), поданному лично либо через своего законного представителя.(в ред. Приказа МВД РФ от 07.04.2000 N 360) Гражданин, имеющий место жительства и место пребывания в пределах одногонаселенного пункта, обращается с заявлением о выдаче паспорта в орган внутренних делпо месту жительства.(абзац введен Приказом МВД РФ от 07.04.2000 N 360) Оформление и выдача паспорта гражданину Российской Федерации, не имеющемуподтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территорииРоссийской Федерации либо имеющему место жительства за пределами РоссийскойФедерации, производится органами внутренних дел по месту фактического проживания. Таким образом, лица, не имеющие никакой регистрации, обращаются в любоеотделение ФМС для получения загранпаспорта. Если же у вас есть регистрация, то выможете получать загранпаспорт только по месту регистрации - на ваш выбор, если у васих две. Процесс получения загранпаспорта не по месту жительства занимает дольшевремени - примерно 4 месяца.ЗАВИСИМОСТЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН РОССИИ ОТ РЕГИСТРАЦИИПособия Пособия гражданам, такие как "материнский капитал", инвалидность, пенсии и пр.выплачиваются на основании регистрации по месту жительства. Благодаря техническомупрогрессу теперь стало возможным получить пособие в любой точке России путемиспользования банковской карточки, но начисление и перевод денег осуществляетименно тот государственный орган, к которому вы привязаны территориально.ЗАГС Некоторые ЗАГСы требуют регистрации по месту жительства в населенном пункте прирегистрации брака, несмотря на то, что не существует никаких нормативных документов,заставляющих это делать. Выдача свидетельств для новорожденных происходит, как правило, без проблем. Некоторое время назад российская бюрократия баловалсь т.н. "вкладышами" ксвидетельству о рождении, необходимость введения которых оправдывалась проблемамиопределения у детей гражданства. Их выдача происходила строго по месту регистрацииродителей (одного из них). Затем вкладыши были безболезненно отменены.Открытие и ведение бизнеса Для граждан, незарегистрированных по месту жительства или пребывания натерритории данного населенного пункта, будет отказано в регистрации частногопредпринимателя. При открытии предприятия другой формы собственности обычнопроблем не бывает. Граждане без регистрации вообще не смогут открыть свой бизнес, какой бы формысобственности он ни был. Кредиты банка Иногда в требованиях банка к заёмщику упоминается наличие регистрации в регионеработы банка (филиала). Банк сам вправе устанавливать требования к заёмщикам,выполнять проверку представленных сведений и принимать решение о выдаче кредитаили отказе. В качестве противодействия - пользуйтесь услугами других банков. Ситуация меняетсяи многие банки не упоминают регистрацию в качестве условия выдачи кредита. Крометого для разных кредитов (потребительского, авто, ипотечного) выдвигаются разныеусловия.ОТВЕТСТВЕННОСТЬСтатья 19.15 Кодеска об Административных Правонарушениях (КоАП) - основная "нелегальная" статья. Дословно она звучит так (часть 1-ая): Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина РоссийскойФедерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), безудостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительномуудостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по меступребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа вразмере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей. В данном материале рассматривается только та часть статьи, которая относится крегистрации по месту жительства или пребывания. По смыслу целого ряда законов РФ под действие обсуждаемой статьи подпадаютграждане, уклоняющиеся по тем или иным причинам от регистрационного учета.Необходимо подчеркнуть, что простой факт отсутствия у вас свидетельства о регистрацииили соответствующего штампа в паспорте, не является достаточным основанием дляприменения наказания, предусмотренного статьей. Но, как это часто бывает,должностные лица игнорируют требования законов, подвергая штрафам граждан, а те, всвою очередь, безропотно платят. Вы не обязаны платить наложенный на вас штраф сию минуту. У вас есть законные 10 дней, в течение которых вы можете обжаловатьпостановление. В данной статье мы рассмотрим три подхода к обжалованию. Их можносформулировать так: 1.вина не доказана; 2.вины нет; 3.дело рассмотрено с нарушением закона. Теперь подробно о каждом подходе. Вина не доказана Согласно закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,выбора места пребывания и жительства в пределах Российский Федерации", а также"Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учетапо месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", человекподлежит наказанию по статье 19.15 КоАП, если он, по прибытии на новое местожительства, не обратился в течении 7 дней в органы регистрационного учета и непредставил документов, предусмотренных Правилами, или, по прибытии на новое местопребывания, не обратился по истечении 90 дней в органы регистрационного учета и непредставил документов, предусмотренных Правилами. Отсюда следует, что в административном деле должно быть указано следующее: 1.Адрес жилого помещения, в котором произошло правонарушение. 2.Чем оно для вас является: местом жительства или пребывания. 3.Дата вашего вселения в указанное помещение. 4.Кем и на основании чего установлен этот факт 5.Дата составления протокола. Если вы не свидетельствовали против себя, то такие сведения в деле могут появитьсялишь в случае, когда расследование было действительно проведено, т.е. адресустановлен, опрошены соседи или хозяин квартиры, даты зафиксированы и т.д. Поэтому,у остановившего вас сотрудника полиции нет и не может быть доказательств. При отсутствии доказательств говорится, что нет события правонарушения. Вины нет Согласно статье 24.5 КоАП: Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, аначатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующихобстоятельств: 1.отсутствие события административного правонарушения; 2.отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижениефизическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия)возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административнойответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправныедействия (бездействие); 3.действия лица в состоянии крайней необходимости; 4.издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административногонаказания; 5.отмена закона, установившего административную ответственность; 6.истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7.наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении, постановления о назначении административногонаказания, либо постановления о прекращении производства по делу обадминистративном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8.смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении. Как видно из статьи, существует целый ряд обстоятельств, наличие которыхосвобождает вас от ответственности за административное правонарушение. Поэтомупрежде, чем вы отправитесь оплачивать штраф в ближайшее отделение Сбербанка,изучите ваше дело на предмет наличия таких обстоятельств. На вас не распространяется действие статьи 19.15 КоАп, если: •Вы проживаете менее 90 дней по настоящему месту пребывания. •Вы проживаете менее 7 дней по настоящему месту жительства. •В установленный законом срок вы обратились за регистрацией в органырегистрационного учета, приложив к заявлению документ, удостоверяющий вашуличность, и документ, дающий вам право вселения в помещение, в котором выпроживаете. •В течение вышеупомянутого срока (7 или 90 дней) вы находились в больнице, взаложниках, в бессознательном состоянии, и поэтому физически не могли выполнитьвозложенную на вас законом обязанность. •По независящим от вас обстоятельствам вы не смогли представить в органырегистрационного учета всех 3-х документов, необходимых для постановки вас на учет. В таком случае говорят, что отсутствует состав правонарушения. Особо необходимо отметить, что в случае когда проживание гражданина происходит вместе, не являющимся жилым помещением,то обязанности в регистрации нет вообще . Предъявите ваши обстоятельства (если они есть) при рассмотрении дела илиобжаловании постановления. Дело рассмотрено с нарушением закона Любое административное дело должно вестись по процедурам, описанным в КоАП, и всоответствии с законодательством. Доказательства, полученные с нарушением закона, издела изымаются, а нарушение процедуры влечет за собой прекращение дела. Какпоказывает практика, административное дело легче всего прекратить именно поформальным признакам. Там, где разум, логика и доводы бессильны, поможет подпись напротоколе, поставленная в неположенном месте. Эта тактика широко и с успехом используется автомобилистами в их спорах с"гаишниками"; возможно, именно благодаря этому, сотрудники ГИБДД являются самымипродвинутыми среди своих коллег в плане знания законов и умения составлятьпротоколы. В общем виде процедура административного дела выглядит так: 1.возникновение оснований для возбуждения дела; 2.составление протокола; 3.рассмотрение дела; 4.вынесение постановления. Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных пунктов должно привести кпрекращению дела. Кроме того, дело будет прекращено, если имели место следующиенарушения со стороны должностных лиц: 1.Протокол составлен неуполномоченным лицом. В нашем случае прокол составляетсялибо участковым, либо представителем миграционной службы, все остальные - неуполномочены. 2.В протоколе имеются ошибки. Указаны неверно: ФИО (ваши или других лиц,участвующих в деле), адрес, дата. 3.В протоколе нет вашей подписи. 4.Вам не разъяснены ваши права, и об этом не указано в протоколе. 5.После подписания вами протокола в него внесены изменения и исправления. 6.Постановление вынесено без рассмотрения дела. 7.Составление протокола и вынесение постановления совершено одним и тем желицом. Помните о том, что протокол составляется в двух экземплярах! Не подписывайте протокол, если он составлен в одном экземпляре. Порядок обжалования Обжалование постановлений и решений производится на основании заявления,поданного вышестоящему лицу или в суд в 10-дневный срок со дня вынесенияпостановления. В заявлении должно содержаться следующее: 1.Наименование и адрес органа (лица), к которому обращено заявление 2.Имя и адрес заявителя 3.Описание происшествия с указанием времени и места 4.Сведения и лицах, составлявших протокол и выносивших постановление 5.Аргументация, почему решение подлежит отмене (см. выше) 6.Ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие правоту заявителя 7.Число, подпись 8.Список приложений (копии протокола, справки и т.д.) Заявление можно передать заказной почтой с уведомлением о вручении.